Диорама «Огненная дуга»
Диорама (от греч. dia — через, сквозь и horama — вид, зрелище) лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы) и искусственным освещением.
Площадь картинного холста 1005 кв.м. (высота 15 м., длина 67 м.). Между картиной и смотровой площадкой предметный план, представляющий собой рельефный макет местности площадью 551 кв.м. Угол обзора 230 градусов.

История полотна

Цельнотканый холст изготовлен по специальному заказу на Сурском комбинате Пензенской области, загрунтован бригадой специалистов Подольского производственного комбината.

Диорама «Огненная дуга» создана творческой группой художников-баталистов, орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды Студии имени М. Б. Грекова: народным художником РСФСР Бутом Николаем Яковлевичем (руководителем группы), заслуженными художниками РСФСР Севостьяновым Геннадием Кирилловичем и Щербаковым Виктором Николаевичем, а также художником Сычёвым Михаилом Антоновичем.

В основу художественного замысла крупнейшей в Европе диорамы положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором, стала переломным рубежом в обороне Курского выступа.

Размеры диорамы позволили художникам отобразить общую картину битвы, показать ее размах, накал, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск.

Площадь картинного холста 1005 кв.м. (высота 15 м., длина 67 м.). Между картиной и смотровой площадкой предметный план, представляющий собой рельефный макет местности площадью 551 кв.м. Угол обзора 230 градусов.

В 2009 г. полотно диорамы «Огненная дуга» стало победителем в областном конкурсе «Семь чудес Белгородчины» в номинации «Живописное полотно»

Видео экскурсия по диораме

Видео экскурсия по полотну музея-диорамы

Авторы диорамы

  • Бут
    Николай Яковлевич
    1928г. – 1989г.
    1928 г. — родился на хуторе Погожа Криница Сумской области.

    1945−1949гг. — учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова.

    1949−1953гг. — обучался в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

    1953−1957гг. — учился в Харьковском художественном институте.

    1958 г. — принят в Студию военных художников им. М. Б. Грекова.

    1958−1982гг. — принимал участие в создании панорамы «Сталинградская битва».

    1960-егг. — завершён цикл картин «Аджимушкай. 1942 год».

    1968 г. — награждён золотой медалью им. М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва».

    1979 г. — стал лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко за диораму «Битва за Днепр».

    1980 г. — присвоено звание «Народный художник РСФСР».

    1985−1987гг. — работал над созданием диорамы «Огненная дуга».
  • Севостьянов
    Геннадий Кириллович
    1938г. - 2003г.
    1938 г. — родился в Куйбышевской области.

    1960 г. — окончил с отличием Казанское художественное училище.

    1965−1971гг. — учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

    1971 г. — принят в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.

    1981−1982гг. — создана серия произведений «Выполняя интернациональный долг».

    1985−1987гг. — работал над созданием диорамы «Огненная дуга».

    1990 г., 1995 г., 2000 г. — принимал участие в реставрации диорамы «Огненная дуга».

    1996 г. — присвоено звание «Народный художник РФ».
  • Щербаков
    Виктор Николаевич
    1928г. - 1996г.
    1928 г. — родился в г. Минеральные воды Ставропольского края.

    1945−1950гг. — учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова.

    1950−1956гг. — учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

    1961 г. — принят в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.

    1975−1977гг. — принимал участие в создании живописного комплекса «Плевенская эпопея. 1877 год», Болгария.

    1979 г. — награждён серебряной медалью им. М. Б. Грекова за создание графических произведений «На страже Родины», «БАМ строится».

    1985−1987гг. — работал над созданием диорамы «Огненная дуга».

    1990 г., 1995 г. — принимал участие в реставрации диорамы «Огненная дуга».

    1996 г. — присвоено звание «Народный художник РФ».

Реставрационные работы 2012 года

Живописное полотно и предметный план музея-диорамы, посвящённые Прохоровскому танковому сражению 12 июля 1943 года и являющиеся основным экспонатом и объектом проявления интереса со стороны посетителей музея, требуют не только определённого температурно-влажностного режима, но и внимательного и систематического особого ухода со стороны специалистов. Профилактические работы всегда выполняли художники Студии имени М. Грекова (г. Москва). За 25-летнюю историю полотна-диорамы реставрационные работы проводились семь раз: первые три – художниками-баталистами - создателями полотна, а с 2003 года – студийцами нового поколения, которые постарались сохранить замысел и художественные особенности создателей диорамы.

Реставрационные работы предметного плана диорамы

В конце апреля в преддверии Дня Победы 9 мая в музее проходила очередная, восьмая реставрация. Её проводила творческая группа грековцев под руководством народного художника РФ Александра Маратовича Самсонова. Были проведены работы по устранению загрязнений с поверхности станковой масляной живописи; списание натурного плана с холстом диорамы и другие виды работ.

Специально к 25-летнему юбилею музея, который отмечается в этом году, были произведены изменения на натурном или как отмечают научные сотрудники музея во время экскурсии - предметном плане, который является неотъемлемым органичным продолжением сюжета, изображённого на полотне: предметный план стал более реалистичней, с помощью специальных художественных приёмов расширились временные рамки событий, нашедших отражение на нём, т.е. как бы прослеживается длительность боя в течение дня. Это достигается различной степенью выразительности, чёткости или наоборот запылённости предметов, объектов и фигур. Наряду с дымовым эффектом, применяется и световой – передающий нам процесс горения, например немецкого автомобиля. Во время данной реставрации добавлен эффект пульсирования процесса горения.

В левой части предметного плана помещена фигура убитого советского солдата. По замыслу художников и научных сотрудников музея она связана с погибшим боевым расчётом артиллерийского орудия, изображённого на полотне, из которого затем практически в одиночку менее чем за час прямой наводкой подбивает семь вражеских танков М.Ф. Борисов, комсорг артиллерийского дивизиона 58-й мотострелковой бригады 2-го танкового корпуса. За проявленную инициативу, смелость и отвагу гвардии старшему сержанту Борисову Михаилу Фёдоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Соотношение пропорциональности и соотношения изображённых на холсте фигур советских артиллеристов и фигуры бойца на предметном плане достигнуто достаточно оптимально и реалистично.

Администрация и коллектив музея выражает уверенность, что проведённые реставрационные работы и изменения на натурном плане, приуроченные к 25-летию музея и 70-летию Победы Красной Армии в Курской битве, будут оценены посетителями.

Реставрационные работы предметного плана диорамы


  • материал подготовил
    И.А. Павленко
    главный хранитель фондов