Научные работы

«Концерт – фронту». Фронтовые театры и бригады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны. «Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходили смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте», – можно прочитать в газете «Советская культура», опубликованной в послевоенное время.
Фотография (сюжетная) «Художественная самодеятельность» (полевой подвижный госпиталь № 5160). 1945 г. Фондовое собрание музея-диорамы.
Самодеятельные и профессиональные коллективы песни и пляски, артисты балетов и театров, музыканты, композиторы, студенты художественных учебных заведений – все они служили трём направлениям: служебно-строевой функции, общественно-церемониальной функции, культурно-просветительской деятельности, которые сложились непосредственно в военных ансамблях, оркестрах и хорах на протяжении их развития. Одни концертные бригады выступали перед воинами в городах и провожали музыкой и песнями маршевые роты, отправлявшиеся на фронт, другие постоянно давали концерты на самих фронтах, в госпиталях, третьи участвовали в воинских церемониалах, общественно-политических мероприятиях, парадах и погребениях павших воинов.
В Великую Отечественную Войну 1941-1945 гг. множество различных культурных направлений, существовавших в советской стране, «переплелись» друг с другом. Это связано с тем, что многие видные композиторы, известные артисты, балетмейстеры, музыканты в годы войны связали свою судьбу и творчество с армией и флотом.
Фотография (сюжетная) «Репетиция праздничного концерта». Херингсдорф, Германия. 29 августа 1945 г. Фондовое собрание музея-диорамы.
В годы войны продолжали свою активную творческую деятельность А.В. Александров, явившийся автором двух важнейших и наиболее распространенных произведений служебно-строевого репертуара периода войны: «Гимн Советского Союза» и «Священная война»; а также С. Чернецкий, написавший за четыре года войны свыше 50 маршей. В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов Большого театра, как М. Михайлова, И. Козловского, С. Лемешева, многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов – Л. Русланова, К. Шульженко, Г. Виноградов. Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В. Захаров, внесший в свои постановки сочетание хореографических фрагментов с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами, и П.П. Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы, многонациональной по составу. Особенно интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота): Я.Б. Скоморовского (в 1941-45 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф. Коралли, Н.Г. Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н. Цфасман (возглавлявший джаз-оркестр всесоюзного радиокомитета).
Фотография (сюжетная) «Концерт художественной самодеятельности» (воины 30-й оиптабр, выступающие перед бойцами и мирными жителями в одном из городов Венгрии). 1944 г. Фондовое собрание музея-диорамы.
Известные эстрадные певцы выступали под музыку военных ансамблей. Джазовые оркестры стали аккомпанировать танцорам военных организаций. Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью. Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде.
Репертуар и выразительные средства танцев, в связи с этими явлениями, в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях значительно расширились и обогатились. В песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей, наряду с маршами, народным фольклором и классической музыкой, стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее в себе культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки. Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и разных жанров эстрадного танца, что отлично видно в появлении многих номеров и танцевальных сюит на военную тему в военных ансамблях и в самодеятельных коллективах после войны.
Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски.
Фотография (групповая) «Члены кружка художественной самодеятельности полевого подвижного госпиталя № 5160». 1945 г. Фондовое собрание музея-диорамы.
К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – под открытым небом, на вокзалах, в землянках, на лесных полянах, агитпунктах и медсанбатах и т. д. Зачастую актеры, двигаясь вместе с войсками, сами до последнего не представляли, где будет следующее выступление, на какой площадке.
Были и такие случаи, вспоминает участник фронтовых бригад, народный артист СССР П.А. Константинов: «Так как медицинского персонала не хватало, мужчин брали санитарами, женщин – сиделками. Несколько часов актеры не выпускали из рук носилки, помогая ухаживать за ранеными, подносили медикаменты, мыли операционную, кормили раненых, мыли вагоны, а в остальное время успевали давать концерты».
Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, оперные арии, кукольники, чтецы.
Никакие трудности не могли остановить фронтовые бригады от выполнения своего долга. Работа выполнялась всегда точно. Бригада ухитрялась давать в сутки по четыре-пять концертов в местах, расположенных друг от друга за несколько километров. Лучшим вознаграждением за труды бригады были сердечный приём и благодарность зрителей. Бригады привозили с фронта десятки приказов с благодарностями, сотни отзывов, в которых фронтовики тепло и сердечно благодарили их за самоотверженную работу.
Фотография (сюжетная) «Художественная самодеятельность ХППГ № 5160 гв ТА, принимавшей участие в Курской битве». 1944 г. Фондовое собрание музея-диорамы.
Первой актерской бригадой, специально сформированной для поездки на фронт, была бригада московских актеров разных театров, уже в июле 1941 года артисты выступали перед бойцами Западного фронта. В этой концертной бригаде выступала и Лидия Андреевна Русланова.
Певица вспоминала: «Мы, артисты первой фронтовой бригады, еще не знали, будет ли наше искусство уместно там, где, может быть, и не до песен. Боевое крещение я приняла под Ельней. Взволнованная вышла первый раз на эстраду - грузовик. Мне было даже как-то неловко за мой яркий национальный русский костюм, выделявшийся среди массы защитных гимнастерок. Издалека доносился безостановочный гул артиллерийской канонады - звуки, рождавшие острое и неизведанное до сих пор ощущение: я нахожусь на фронте, я выступаю на передовой позиции. И, может быть, именно это и вселило в меня бодрость и уверенность. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов. Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже. В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца». За семнадцать дней дали пятьдесят один концерт. Часто бригаде приходилось выступать в госпиталях, землянках и под открытым небом. Лидия Русланова всегда стремилась поддержать боевой дух солдат. Многие из них впоследствии вспоминали, что после шуток и смешных рассказов Лидии Андреевны все бойцы «стонали от смеха». Слава о ней быстро разлетелась по фронтам. Однажды на фронте Лидия Андреевна увидела, как солдаты собрались у потрепанного патефона, слушая ее песни. Она подошла поближе и спросила, кто это поет. Солдаты с удивлением ответили: «Экая ты темнота, Русланову не знаешь». Лидия назвала свою фамилию, но над ней начали смеяться. Тогда певица выключила пластинку и запела. Солдаты долго перед ней извинялись. В другой раз командование попросило Лидию Русланову спеть на походной радиостанции, и усиленное громкоговорителем пение Руслановой доносилось до противоположной стороны фронта. Немецкие войска прекратили обстреливать позиции русских солдат, и пока Русланова выступала, было проведено перестроение позиций русских войск, которое требовалось для наступления. За этот трехчасовой безостановочный концерт Лидия Русланова была награждена орденом Красной Звезды.
За время войны певица дала 1119 концертов непосредственно вблизи боевых позиций, во фронтовых условиях. И всюду был восторженный прием слушателей. Она получала многочисленные письма от бойцов и командиров Красной Армии, ей писали с передовой, ее звали и ждали фронтовики.
Весной 1945 года Лидия Андреевна прибыла в Берлин, в котором все еще продолжались бои. Однажды, во время перестрелки, на просьбу одного из офицеров о том, что ей нужно лечь, чтобы не быть убитой, Русланова воскликнула: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!».
2 мая 1945 года в Берлине Лидия Русланова совместно с казачьим ансамблем у стен рейхстага дала 1120-ый концерт, продолжавшийся до глубокой ночи.
После концерта певица на колонне рейхстага поставила углем свою подпись рядом с фамилиями других солдат. Впоследствии в Берлине Лидия Русланова дала еще несколько концертов, а 24 августа того же года Георгий Жуков наградил Русланову орденом Отечественной войны I степени. За время своей работы на фронте артисты первой фронтовой бригады не отменили ни одного концерта.
Фотография (сюжетная) с негатива 1943 г. «Раненые бойцы слушают концерт в госпитале».
Фондовое собрание музея-диорамы.
Клавдия Ивановна Шульженко, как и все в то время рвалась воевать, но прекрасно понимала, что принесет гораздо больше пользы фронту с гитарой, чем с оружием в руках, а потому, начиная с 1941 года, гастролировала по всем фронтам, выступая перед солдатами и ранеными в госпиталях. В то тяжелое время песня – стала ее своеобразным оружием против врага. Не было дня, начиная с июня 1941 года, когда бы она не пела, не было такого места на фронте, куда бы она, испугавшись, отказалась бы ехать.
Из воспоминаний солдата:
«Я попал в госпиталь с тяжелым ранением. Мне шел восемнадцатый год. Конечно, не хотелось думать о смерти, но порой казалось, что не выживу.
Приехали артисты. Миловидная женщина лет 25, баянист и скрипач, уже пожилые. Женщина подошла к моей кровати, присела на краешек и, обращаясь ко всем, ласково сказала: «Можно, я спою вам?» Мы молчали. Несколько секунд она смотрела на меня, потом кивнула аккомпаниаторам и запела: «На позицию девушка провожала бойца…».
Потом она пела еще и еще. Очень хорошо пела. Цветов тогда не было. Но нам, тяжелобольным, давали белый хлеб. Я взял несколько кусочков с тумбочки и протянул певице. Она отрицательно покачала головой, но, видя, как тяжело мне их держать, взяла и начала еще что-то петь.
Тут я - то ли заснул, то ли потерял сознание. Когда открыл глаза, артистов уже не было. На тумбочке лежали кусочки хлеба и записка: «Дорогой мой солдатик, ты только поправляйся, я буду петь для тебя всю жизнь». И всё. Даже подписи не оставила. Несколько дней мы говорили о певице, вспоминая слова впервые услышанной песни «Огонёк». И все эти дни были легче. Очень хотелось жить…»
На самой передовой под бомбами, под огнем минометов звучали песни Клавдии Шульженко. Она пела много песен, но где бы она ни выступала, бойцы всегда просили ее исполнить песню «Синий платочек». Летчики на фюзеляжах своих самолетов писали: «За синий платочек...», танкисты писали эти слова на броне танков. Без этой песни не обходился ни один концерт Клавдии Шульженко.
Свыше 500 концертов дала Клавдия Шульженко на передовой, в блокадном Ленинграде и всякий раз, в неизменном концертном платье, строгая и подтянутая, она выходила к солдатам и пела. Эти выступления справедливо были приравнены к подвигу. После войны отважной певице была вручена награда – орден Красной Звезды. Она прошла всю войну и вместе с ней воевали её песни.
Также неутомимыми артистами в годы войны стали: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Леонид Утесов, Марк Бернес, Михаил Жаров – имен тысячи. Почти все они входили в состав концертных фронтовых бригад.
Материал подготовлен на основе фондового собрания музея-диорамы и открытых источников сети Интернет старшим научным сотрудником Бирюковой Мариной Владимировной.