Выставка «Посвящение самолеТу…»
(из фондового собрания музея и новых поступлений)

Выставка экспонируется в год празднования 100-летия основания российского авиационного проектно-конструкторского бюро «Туполев», знаменитого на весь мир передовыми разработками в авиационной промышленности.

История проектно-конструкторского бюро ведет свое начало с 22 октября 1922 года, когда по решению Высшего совета народного хозяйства была образована комиссия по постройке металлических самолетов под руководством Андрея Николаевича Туполева.

Андрей Николаевич родился 29 октября 1888-го года в многодетной семье в деревне Пустомазово, расположенной на территории современной Калининской области. Его мама, Анна Васильевна, была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование. Отец, Николай Иванович Туполев, был из сибирских казаков, родом из Сургута. Трудился нотариусом окружного суда, но не любил свою работу, а потому приобрел небольшой земельный участок, обосновался на нем и стал вести сельское хозяйство.

Андрей Туполев позже вспоминал: «Жили мы скромно. У меня были старшие братья Сергей и Николай, а также сестры Наталья, Татьяна, Вера и Мария. Мать отдавала нам все свои силы, всю свою душу. Наша семья была очень большая и дружная.

С 1901-го года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии. Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении». Осенью 1908-го года Андрей Туполев удачно сдал экзамены в два учебных заведения Москвы: Институт инженеров путей сообщения и ИМТУ. Он выбрал ИМТУ.

О первых годах в Москве Андрей Николаевич вспоминал: «Денег постоянно не хватало. Один раз стало совсем худо, и тогда я решил заложить свое плохонькое пальто в ломбард. Я искал ломбард, и мне казалось, что все смотрят на меня, на пальто под мышкой. Я так и не смог найти ломбард и вернулся в тот день голодный. К счастью, на следующий день, пришли три рубля из дома».

В октябре 1909-го года лекции по воздухоплаванию в ИМТУ стал читать Н.Е. Жуковский, который также возглавил Воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. В декабре этого же года в кружок пришел Туполев, для которого знакомство с Николаем Егоровичем оказала судьбоносное значение. Сам же он говорил, что «с этого мгновения началась моя авиационная жизнь». Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных участников кружка.

Однако весной 1911-го года учеба Андрея была неожиданно прервана. Получив из неизвестного источника сведения о политической неблагонадежности Туполева, в его комнате произвели обыск, а его самого задержали. Одним из первых попытался выручить будущего конструктора Жуковский, который заявлял о занятости своего студента в кружке и отсутствии времени на «посторонние» дела. Попытку освободить Туполева из-под стражи предпринимал и директор ИМТУ Гавриленко. Несмотря на все ходатайства, Андрея Николаевича освободили только в апреле по причине смерти отца. Также ему запретили жить ровно один год в любых городах, имеющих высшие учебные заведения.

Около двух с половиной лет Туполев провел в родной деревне, занимаясь далекими от авиации делами.

6 февраля 1913-го года полицейский надзор за А.Н. Туполевым был отменен, и осенью этого года он сумел восстановиться в ИТУ, продолжив работу в аэродинамической лаборатории, построенной на базе старого кружка. За следующий год он быстро стал одним из активнейших учеников Жуковского, проявляя способности как научного исследователя, так и конструктора.

После начала Первой мировой войны военное ведомство обратилось к Николаю Егоровичу по вопросам продувки и исследования деталей находившихся на вооружении самолетов. Резкое увеличение объема работ позволило при поддержке военных организовать летом 1916-го года первое Российское авиационное Расчетно-испытательное бюро. Возглавил его профессор Жуковский, а Туполев стал одним из его помощников в должности заведующего лабораторными установками

Революция в России не прервала работу Расчетно-испытательного бюро, в конце лета 1918-го года А.Н. Туполев возглавил направление аэродинамических расчетов и проектирования приборов.

Революция в России не прервала работу Расчетно-испытательного бюро, в конце лета 1918-го года А.Н. Туполев возглавил направление аэродинамических расчетов и проектирования приборов. В этом же году он получил звание инженера-механика, с отличием защитив проект под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах»

В жизни Андрея Николаевича появилась цель – создать целую новую отрасль, авиационную промышленность, способную массово разрабатывать и производить самолеты.

Создатель самолёта Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.

Производство первоначально было организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942 по 1952 год (в 1941 году был выпущен один опытный экземпляр). В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 самолётов Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.

В годы Великой Отечественной войны неоднократно посещал Казанский авиационный институт. Руководил продувками моделей своих самолётов, по результатам которых создавались новые боевые самолёты и их модификации.

 Каждый новый самолет Туполева был событием в технике. Опираясь на полученный опыт, он включал в каждый проект только самый минимальный объем нового, используя путь последовательного строения летательных аппаратов. Например, самолеты «77», «73» и «82» послужили этапами для создания реактивного двухмоторного бомбардировщика Ту-16. Среди созданных Туполевым самолетов были не выпускавшиеся серийно модели, но не было недоделанных, неспособных летать.

Опытно-конструкторским бюро А.Н. Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту».

Большие заслуги принадлежат коллективу конструкторского бюро «Туполев» в разработке самолетов для советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Одним из успешных проектов конструкторского бюро стал фронтовой бомбардировщик Ту-2, разработанный в 1941 году и активно применявшейся в боевых действиях. Ту-2 - один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. В заключительных сражениях Великой Отечественной Ту-2 блестяще продемонстрировал преимущества скоростного бомбардировщика и скоростного разведчика. Скорость и мощное оборонительное вооружение практически не давали противнику шансов на успех.

Раздел выставки посвящен истории конструкторского бюро «Туполев» и биографии его основателя – А. Н. Туполева.

  На выставке представлен уникальный фотоархив 12-го бомбардировочного орденов Кутузова и Александра Невского авиационного полка. На фотографиях запечатлен личный состав полка – командиры, летчики, технический состав. Экспонируются наградные листы, образцы обмундирования и снаряжения летчиков бомбардировочной авиации Красной Армии периода войны.

Наименования полка

  • 12-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (1938 г.)
  • 12-й дальнебомбардировочный авиационный полк (1939 г.)
  • 12-й бомбардировочный авиационный полк (1942 г.)
  • 12-й бомбардировочный орденов Кутузова авиационный полк (с 22 октября 1944 г.)
  • 12-й бомбардировочный орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк (с 26 апреля 1945 г.)
  • 12-й тяжёлый орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк (1950 г.)
  • 12-й минно-торпедный орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк дальнего действия (ориентировочно конец 1959-начало 1960 гг.)
  • 12-й отдельный морской ракетоносный орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк (с 13 апреля 1961 г.)

  Полк был сформирован в апреле 1938 г. (в г. Иваново, по другим данным - в Новочеркасске). Первым командиром (1938-1939 гг.) полка стал полковник Наконечный Иван Тимофеевич, уроженец с. Большая Халань Новооскольского уезда Курской губернии (ныне – Корочанского р-на Белгородской области).

 Второй командир - подполковник П.Ф. Абраменко (в 1939 и до 04.08.1941 г.) тоже наш земляк. Павел Федорович Абраменко родился 29.02.1904 г. в г. Грайвороне Курской губ. (в наст. вр. – Белгородская обл.).

 Третий командир (1941-1942 гг.) – капитан Бычков Борис Павлович – родом из

г. Харькова. Военный комиссар - батальонный комиссар Толмачев Федор Илларионович из Обоянского района.

  Некоторые эскадрильи и лётчики полка приняли участие в событиях 1939 года в Монголии на Халхин-Голе и в советско-финской войне 1939—1940.

 На вооружении полка стояли самолёты Р-5, ТБ-1 и ТБ-3. В августе 1938 года полк перевооружили самолётами ДБ-3. Самолёт ДБ-3 был типичным дальним советским бомбардировщиком, был создан в 1936, выпускался и служил до конца Великой Отечественной.

Полк принял участие в совместной советско-британской операции в Иране в августе 1941 года. Для этого 23 августа полк перебазируется в г. Кюрдамир Азербайджанской ССР. Основная работа полка — разбрасывание листовок.

С 23 ноября 1941 года полк в составе действующей армии. Воевал на Крымском (1941-1942), Калининском (1943), Ленинградском (июнь 1944), 1-м Прибалтийском (июль-ноябрь 1944) фронтах, принимал участие в операции «Багратион» (1944). С 9 августа по 3 сентября 1945 г. полк принял участие в Советско-японской войне.

С конца апреля 1944 года полк входит в состав 334-й бомбардировочной дивизии резерва Ставки ВГК (см. фото «Полковник И.П. Скок – командир 334-й бомбардировочной авиационной дивизии». 1944 г.).

12-й БАП был одним из немногих полков, почти всю войну (с декабря 1942 года) воевавших на бомбардировщике Ту-2. В полку крылатая машина проходила и войсковые испытания. На нем дивизия бомбила Берлин и воевала с Японией.

См. фото «Подполковник М.П. Васякин – летчик – испытатель, в 1943 – 1944 гг. - командир 12-го бомбардировочного авиационного полка. 1944 г.».

Справка: Васякин Марк Павлович (1908-1944).

Летчик-испытатель.

Родился в 1908 году в городе Ставрополь. Воспитывался в детском доме, так как рано остался сиротой.

В 1922 году поступил в школу ФЗО, созданную при типографии «Пролетарий». Здесь он стал вожатым первого в городе пионерского отряда. После окончания рабфака в г. Ростов поступил в Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова на факультет международных отношений.

В 1932 году по призыву комсомола поступает в Качинскую школу лётчиков имени Мясникова под Севастополем, оставляя учёбу в МГУ.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. На бомбардировщике СБ совершил 23 боевых вылета.

С 1940 года — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Без отрыва от военной службы окончил инженерный и командный факультеты Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.

Участник Великой Отечественной войны.

Вернувшись в начале августа 1941 года в НИИ ВВС, проводит испытания истребительного варианта Пе-2 завода № 22 — Пе-2И.

15 декабря 1941 года поднял в небо и провёл совместные испытания бомбардировщика «103В» (опытного экземпляра серийного самолёта Ту-2). 28 октября 1942 года завершил контрольные испытания первого серийного Ту-2 с АШ-82.

В составе 132-го полка под командованием подполковника А.Хлебникова на Ту-2 вылетел на Калининский фронт. С октября 1942 года по январь 1943 года полк в составе Калининского фронта наносил бомбовые удары во фронтовой полосе и по военным объектам в районе Смоленска, Витебска, Великих Лук и т.д. С февраля по апрель 1943 года полк воевал на Юго-Западном фронте, где самолёты использовались как бомбардировщики и разведчики. Боевую деятельность Ту-2 в составе 132-го полка командование ВВС рассматривало как продолжение войсковых испытаний. С сентября 1943 года подполковник Васякин стал командиром 12-го бомбардировочного орденов Кутузова и Александра Невского авиационного полка. В 1943 году этот полк на бомбардировщиках Ту-2 действовал на Калининском фронте. Понеся в тяжелых боях большие потери, полк в конце 1943 года был выведен для пополнения и перевооружения под Москву на аэродром Кубинка. В июне 1944 года 12-й полк перебазируют на Белорусский фронт.

Погиб в боевом вылете 27 июля 1944 года в Прибалтике.

Награждён орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, медалями.

22 октября 1944 года, за проявленное мужество в борьбе с захватчиками 12-й бомбардировочный авиационный полк награждён орденом Кутузова 3-й степени.

До конца 1944 года полк продолжал воевать в Прибалтике, затем переключился на работу по целям в Восточной Пруссии.

26 апреля 1945 года полк награждён орденом Александра Невского.

На заключительном этапе войны полк принял участие в Берлинской наступательной операции.

Всего за годы войны с Германией полк выполнил 1787 боевых вылетов.

После окончания боевых действий на Западе, полк передислоцирован в Забайкалье, где вошёл в состав 12-й ВА. С 9 августа по 3 сентября полк работает по целям в Манчжурии с аэродрома Корниловка (Монголия).

В 1947 году полк перебазирован на Сахалин, где в 1950 году получил самолёты Ту-4 и стал именоваться 12-м тяжёлым авиационным полком.

В 1951 году полк перелетел на аэродром Барановичи (Белоруссия), а затем в Тарту. В 1953 году полк перебазируется на аэродром Веретье (г. Остров Псковской обл.). На этом аэродроме полк будет находиться до самого своего расформирования.

В 1954 году полк передаётся в состав 116-й тяжёлой авиационной дивизии специального назначения. Управление дивизии, оба полка базировались на аэродроме Веретье, который сразу был отнесён к особо режимным объектам, где проводилось освоение ракетного комплекса "Комета".

В 1956 году полк был перевооружён на самолёты-носители Ту-16КС.

В начале 1960 года дивизия расформирована. Полк передаётся в состав ВВС Краснознамённого Балтийского флота и переименовывается в минно-торпедный.

13 апреля 1961 года полк переименован в 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк. В 1963 году в полк поступили новейшие носители Ту-16К-16.

29 декабря 1989 года 12 отдельный морской ракетоносный авиаполк ВВС БФ расформирован на аэродроме Веретье.

Выставка будет представлена для посетителей с 4 февраля – 24 апреля 2022 г.

 

Обновлено 25.03.2022 14:49