«Высший пилотаж. История авиации в моделях»

3 марта 2015 г. в музее-диораме открывается  выставка «Высший пилотаж. История авиации в моделях» - совместный выставочный проект авиамоделиста, коллекционера белгородца Виктора Акапьева и  музея-диорамы, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В новой экспозиции более 120 уменьшенных копий самолетов разных стран, эксплуатировавшихся с 30-х гг. ХХ века и до наших дней. Представлены модели советских, немецких, американских, британских самолетов, собранные руками мастера: ТБ-3, МиГ-3, И-16, ПЕ-2, ПЕ-8, Су-2, ИЛ-2, Junkers Ju52/3m, He111H, Б-52, P-39 Аэрокобра, «Тандерболт», СУ-34, Ту-2, В-2 и др.

Выставку дополнили экспонаты из собрания музея-диорамы – обмундирование военных летчиков, предметы снаряжения, вооружения, фотографии, награды героев Курской битвы и др. Всего на выставке более 200 экспонатов. Для посетителей выставки разработана познавательная экскурсия, знакомящая с историей развития авиации.


Акапьев Виктор Львович родился в г. Новосибирске. Закончил Рижский аэрокосмический университет в 1981 г. по специальности «инженер по эксплуатации авиационного радиоэлектронного оборудования». юридический факультет Современного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук. Доцент Белгородского юридического института МВД России, имеет более 80 научных работ.

Первую модель собрал в двенадцать лет: танки, самолеты, корабли… и только в институте определилось главное направление – Авиация! Во время учебы  сформировалась тематика хобби: стендовый авиамоделизм в масштабе 1/72.

Главное место в коллекции занимает отечественная авиация. Особый пиетет, по словам мастера, вызывает Дальняя авиация. Сказывается полученная специальность и стажировки в войсках.

Белгород и его уникальная история привили повышенный интерес к истории Великой Отечественной войны и, естественно, Курской битвы. Здесь ключевая роль, как признаётся Виктор Львович, принадлежит жене, которая, как профессиональный историк, руководит процессом. С ее помощью двадцать лет назад в музее-диораме г. Белгорода провел свою первую выставку, посвященную 50-летию Победы.

В настоящее время в коллекции В. Акапьева около 250 собранных моделей самолетов и вертолетов, отражающих развитие отечественной и мировой авиации с 30-х годов прошлого века и по сей день. Своей очереди на сборку ждут еще порядка 300 моделей.


Авиамоделирование – серьезное увлечение.

Именно авиамоделирование позволяет любому почувствовать себя не только авиаконструктором, но и пилотом, покоряющим небо.

Еще с детства многие люди мечтают полететь на самолете и не редко они, будучи еще мальчишками и девчонками, стараются самостоятельно конструировать первые примитивные летательные аппараты. Такие, как, например, тепловые шары или воздушные змеи. Те, кто остаются верными своей детской мечте, уже, будучи взрослыми, начинают конструировать авиамодели, которые уже нельзя назвать игрушками.

Создавая летательный аппарат, моделист старается вложить частичку своей души. Поэтому он испытывает настоящий трепет, наблюдая, как его авиамодель покоряет небо, и досадует, когда она, по каким-либо причинам, разбивается о землю, не сумев сманеврировать в воздухе.

В современном авиамоделировании есть два направления: спортивный и любительский авиамоделизм.

В ряды спортивных авиамоделистов, как правило, входят те, кто не забыли свою мечту, и год от года развивались в ремесле строения авиамоделей.

К любителям авиамоделизма относятся те, кто делает модели не самостоятельно, а покупает их в разобранном или готовом варианте.

Авиамодели представляют все виды летательных аппаратов. Авиамоделизм был довольно хорошо развит в СССР: издавались журналы, финансировались кружки авиамоделизма. В настоящее время мировая индустрия авиамоделизма также хорошо развита: фирмы, выпускающие системы радиоуправления, двигатели, модели, топливо, аксессуары, магазины, журналы и т. д.,  исчисляются сотнями. Мировой авиамодельный спорт управляется Международной федерацией аэронавтики.

Стендовые модели - вид технического творчества, в процессе которого создаётся копия реальных предметов (нелетающая масштабная модель реальных летательных аппаратов) в определённом масштабе. Стендовая модель точно отображает вид прототипа. В стендовом моделизме стремятся к как можно более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.

Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса и картон, хотя применяются также и металл, и дерево. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый ряд — 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:24, 1:32, 1:35, 1:43, «0» 1:45, 1:48, «S» 1:64, 1:72, «H0» 1:87, «TT» 1:120, «N» 1:160 и другие.

Множество предприятий в мире выпускает как готовые стендовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки.

Сборные модели-копии в наборах появились в Англии в 1932 году. Первой моделью была сборная летающая резиномоторная модель самолета Supermarine S6B.


Витрина 1.

Верхняя полка

ТБ-3

Туполев ТБ-3 (также известный как АНТ-6) — советский тяжёлый бомбардировщик, стоявший на вооружении ВВС СССР в 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны.

Несмотря на устарелость самолёта, и то, что он был официально снят со службы в бомбардировочных (но не военно-транспортных) частях в 1939 году, ТБ-3 использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Второй мировой войны. Всего построено 818 экземпляров.


Junkers Ju 52

Юнкерс Ю 52/3м (нем. Junkers Ju.52/3m, «3m» в обозначении означает drei Motoren — трёхмоторный) — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт. Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год.

В 1936—1939 гг. модернизированные Ju 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне (в составе Легион «Кондор»), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ju 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолёту обязана победа революции в Испании».

15 мая 1941 года немецкий Ju 52 вторгся в советское воздушное пространство и, пролетев по маршруту Белосток — Минск — Смоленск, незамеченным, приземлился в Москве на центральном аэродроме около стадиона «Динамо».

Один из финских Ju 52, имевших собственное название "Каlеvа" был сбит советскими бомбардировщиками ДБ-3Т 14 июня 1940 года. Он выполнял рейс Таллин- Хельсинки


Средняя полка


1. Пе-2 (имел в армии СССР прозвище "Пешка") (по классификации НАТО: Buck — «Олень») — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli: Пекка-Емеля (Пекка — собственное имя, аналог русского «Пётр»).

Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени. Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток. Однако, первые серийные машины имели слабое оборонительное вооружение — пулемёты ШКАС — крайне капризное и маломощное оружие, скорострельность которого лишь отчасти компенсировала остальные недостатки.

Из-за встречающихся недостатков тактики применения, отсутствия возможности обеспечивать надежное истребительное прикрытие Пе-2 при проведении операций, потенциал данной машины в начале войны редко раскрывался в полной мере.

31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков, оснащённый Пе-2 (командир полка полковник Фёдор Иванович Добыш), стал первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА. Звание было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и контрнаступления советских войск под Тихвином.


2. СУ-2. Су-2 (ББ-1) — «Сухой два», другое название «Ближний бомбардировщик первый» — советский легкий бомбардировщик времён Второй мировой войны Конструкторского бюро советского авиаконструктора Павла Сухого. От других советских самолетов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Последняя черта позволила успешно использовать эту машину в качестве артиллерийского корректировщика во второй половине Великой Отечественной войны.

К 22 июня 1941 года в ВВС РККА полностью был оснащен этими самолетами только один 135-й ББАП и еще семь авиаполков получили по несколько Су-2.

Именно Су-2 из состава 211 ББАП оказался первым самолётом, который сбил (по ошибке) в первый же день войны, 22 июня 1941 года, будущий советский ас и маршал авиации Александр Покрышкин. Покрышкин позднее оправдываясь, заметил, что не знал силуэта Су-2., так как это был новый и секретный самолет ВВС СССР. Сбитие наблюдал летевший в той же группе Су-2 Иван Пстыго (также будущий маршал авиации, а после войны — однокурсник Покрышкина на учёбе в Высших офицерских курсах ВВС в Липецке).

На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года пилот, старший лейтенеант Екатерина Зеленко на своём Су-2 сбила тараном немецкий истребитель Me-109, отрезав самолету крыло своим винтом, после чего второй Me-109 сбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла. Штурман-бортстрелок по приказу командира покинул самолет, выбросившись с парашютом за борт.


3. Моран-Солнье MS.406 (фр. Morane-Saulnier MS.406) — одноместный французский истребитель Второй мировой войны. Серийно производился на заводе объединения SNCAO в Нанте с января 1939 по март 1940 года, также строился с ноября 1939 года по лицензии фирмой EFW в Швейцарии. Всего во Франции изготовлено 1074 самолёта, ещё 301 экземпляр (без прототипов) был изготовлен в Швейцарии. К началу Второй мировой войны этот самолёт являлся одним из самых распространённых истребителей. Качественно, сравнивая его с другими истребителями того времени, он имел слишком маломощный двигатель, слабое вооружение и неполное бронирование.


4. Блекбёрн Скьюе (англ. Blackburn Skua) — британский палубный самолёт времён Второй мировой войны. Использовался Авиацией Королевских ВМС в роли пикирующего бомбардировщика и истребителя. 25 сентября 1939 во время воздушного эскортирования линкоров «Нельсон» и «Родней» лейтенант Б. С. МакЭвен (англ. B. S. McEwen) и петти-офицер Б. М. Сеймур (англ. B. M. Seymour) на самолёте «Скьюе», принадлежащим 803 эскадрилье авианосца «Арк Роял», сбили немецкую летающую лодку Дорнье Do-18. Тем самым «Скьюе» стала первым британским самолётом, сбившим вражеский самолёт во Второй мировой войне.

10 апреля 1940 года 15 бомбардировщиков "Скьюе" из 800 и 803-й бомбардировочных эскадрилий, базировавшихся на Оркнейские острова,атаковали повреждённый норвежскими береговыми батареями немецкий лёгкий крейсер "Кенигсберг". В результате атаки "Кенигсберг" получил 3 прямых попадания авиабомб и затонул. Это был первый в истории случай потопления крупного боевого корабля авиацией


5. Девуатин D.520 (фр. Dewoitine D.520) — одноместный французский истребитель Второй мировой войны. С перерывами этот самолёт выпускался по июнь 1944 года. Всего изготовлено 910 самолётов.


6. МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны.

Одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик ПВО ВВС РККА СССР времён Великой Отечественной войны. Несмотря на значительный взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6 тыс. м он был по маневренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолет. С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых маневренность МиГ-3 резко ухудшалась. В результате, в воздушных боях лета-осени 1941, части вооруженные этими самолетами, понесли огромные потери и вскоре модель была снята с производства. Оставшиеся экземпляры были переданы частям ПВО, где самолет нашел успешное применение как высотный перехватчик и ночной истребитель.


7. ПЗЛ-37 «Лось» (PZL.37 Los). Польша.

ПЗЛ-37 «Лось» (польск. PZL.37 Los) — двухмоторный польский самолёт-бомбардировщик времён Второй мировой войны. Считается единственным польским самолётом, соответствовавшим стандартам авиации времён Второй мировой. Родоначальником скоростных бомбардировщиков стал самолёт СБ, построенный в 1934 г. под руководством А. Н. Туполева. По совокупности боевых качеств «Лось» относился к лучшим бомбардировщикам начального периода Второй мировой войны.


8. Мессершмитт Bf.109 Bf.109D. Истребитель (легион Кондор).

Мессершмитт Bf.109 (нем. Messerschmitt Bf.109, традиционное для СССР написание Ме-109) — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. По количеству произведённых машин (по состоянию на апрель 1945 года — 33 984 шт.) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2. За «Цезарем» последовала «Дора» (Dora), это имя принадлежит Messerschmitt Bf.109D. Его предполагалось оснащать двигателем Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с. Но из-за недостатка двигателей, которые так же шли на He.111, на «Дору» устанавливались Jumo 210D. Вооружение осталось такое же как и на Bf.109C — 4 пулемёта 7,92. У незначительного количества вооружение состояло только из двух пулемётов.


9. Супермарин Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire) — английский истребитель времён Второй мировой войны. Считается одним из лучших истребителей II Мировой Войны. Различные модификации использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика. Всего был построен 20 351 экземпляр, включая двухместные тренировочные машины. Часть машин оставалась в строю до середины 1950-х годов.


10. И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый», «скоростной» (прозвища: ишак, ишачок, rata (исп. крыса), mosca (исп. муха) — среди испанских республиканцев)  — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся в полете шасси.

Первый полёт на прототипе был выполнен 30 декабря 1933 года лётчиком-испытателем Государственного авиационного завода № 39 (ГАЗ №39)Валерием Чкаловым.

На Государственных испытаниях в феврале 1934 года два прототипа поднимали в воздух лётчики-испытатели Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок. Пилоты давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а после ознакомления с докладом лётчиков-испытателей Юмашева и Чернавского Алкснис специальным приказом разрешил пилотировать самолет И-16 только наиболее опытным лётчикам.

Придавая боевому самолету такое качество как высокая маневренность конструкторы намеренно сделали самолёт аэродинамически неустойчивым.

Основные материалы — дерево, алюминий, конструкционная сталь.

К июню 1941 года самолёт уже устарел, однако, пилотируемый опытными летчиками, успешно противостоял в бою новым немецким истребителям. Превосходя противника в горизонтальном манёвре, истребители И-16 и «Чайки», были приемлемыми самолётами для обороны в начальный период боевых действий и составли основу истребительного парка СССР до появления новых моделей советских истребителей. Многие советские лётчики-асы начинали свою службу и вступали в бой с самолетами Люфтваффе на истребителе И-16.


Нижняя полка



Витрина 2.

Верхняя полка



Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость») — первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.

Во время Второй мировой войны первыми B-17 стали применять Королевские военно-воздушные силы Великобритании в 1941; 8-я и 15-я воздушные армии США в 1942. Основное боевое применение — дневные стратегические бомбардировки немецкой промышленности. Также использовались во время высадки в Нормандии для нанесения ударов по немецким аэродромам ПВО. США не поставляли B-17 в Советский Союз, однако как минимум 73 самолёта использовались ВВС СССР. Эти машины совершили вынужденную посадку из-за механических проблем после нанесения бомбовых ударов по объектам на территории Германии. Советские ВВС восстановили 23 единицы до рабочего состояния, но всего один самолёт был использован по прямому назначению Брянским авиаполком в 1945 году.


Пе-8 (другие обозначения ТБ-7 и АНТ-42) — советский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик дальнего действия (иногда классифицируется, как стратегический) периода Второй мировой войны.

Использовался в основном для стратегических бомбардировок тылов противника (в частности, Пе-8 бомбили Берлин, Кёнигсберг, Данциг, Хельсинки).

Так, первый удар по Берлину на самолётах Пе-8 был нанесён 10 августа 1941 года, а 29 апреля 1943 года на Кёнигсберг была впервые сброшена 5000-килограммовая бомба ФАБ-5000НГ (Пе-8 был первым самолётом союзников поднявшим 5000 кг бомбу). Знаменитая бомбардировка Берлина в августе 1941 года принесла катастрофические потери — из 10 Пе-8 на аэродром вернулись 2 машины. Остальные вышли из строя по техническим причинам, сели на других аэродромах из-за нехватки топлива, или были сбиты зенитками, в том числе и своими.

19 мая 1942 года самолёт с серийным номером 42066 перевёз советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым над оккупированными странами Европы на переговоры в Великобританию и США. За успешный перелёт командиру и обоим штурманам были присвоены звания Героев Советского Союза, второй пилот и оба борттехника были награждены Орденом Ленина, остальные члены экипажа также были награждены орденами и медалями.

ТБ-7 стал первым высотным скоростным бомбардировщиком дальнего действия, который полностью отвечал требованиям времени. Немецкие дальние бомбардировщики Пе-8 значительно превосходил, а американским и английским бомбардировщикам не уступал, особенно в первой половине Второй мировой войны. Собственно, единственным  самолётом периода Второй мировой войны, превосходящим ТБ-7 практически по всем параметрам, был американский стратегический бомбардировщик B-29 «Суперкрепость», разработанный в 1942 году.

После окончания Великой Отечественной войны Пе-8 некоторое время оставались на вооружении, а затем использовались как транспортные самолёты для перевозки спецгрузов и применялись в Арктике, причём их взлётная масса достигала 35 т, а весовая отдача составляла более 50 %.


Виккерс Веллингтон (англ. Vickers Wellington) — британский двухмоторный бомбардировщик, широко использовался в первые два года Второй мировой войны, после чего был заменён более крупными четырёхмоторными самолётами, такими как Авро Ланкастер, и использовался главным образом в транспортных операциях. Был широко известен как Вимпи (англ. the Wimpy), прозванным так в честь Дж. Веллингтона Вимпи, персонажа мультфильма «Попай».


Средняя полка




1. Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. название «Юнкерс», рус. прозвище «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник») (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны.

Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающиеся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах — как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939—1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик» (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).



2. Ил-4 (обозначение НАТО: Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.

Наименование Ил-4 самолёт получил в марте 1942 года. Вместе с ДБ-3 их было выпущено около 6 800 экземпляров (из них Ил-4 — 5 256). Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.

Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4

Гастелло, Николай Францевич 1908—1941.



3. Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlachter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).



4. Брюстер F2А «Буффало» (англ. Brewster F2А "Buffalo")

Спроектированный как палубный истребитель, основную славу он сыскал в сухопутном варианте на службе у Финских ВВС. Партия из 44 истребителей американского производства Brewster (экспортная версия имела заводской индекс B-239) была закуплена Финляндией во время Зимней войны, однако до её окончания лишь шесть из них успели принять в ней участие. Основная часть самолётов поступила на вооружение уже после заключения перемирия. Buffalo находились на вооружении финских ВВС в годы Второй мировой войны, или как её называли в Финляндии, «Войне-продолжении». Именно на истребителях Брюстер сражались прославленные финские асы И. Юутилайнен (94 победы в 437 воздушных боях) и Ганс Хенрик Винд (75 побед в 302 воздушных боях).



5. Локхид P-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолёт, созданный в конце 1930-х годов. Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий и Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На Юго-западном тихоокеанском театре P-38 оставался почти до самого конца войны (до тех пор, пока в армию не поступило значительное количество P-51D Mustang) основным истребителем дальнего действия сухопутных войск США. На P-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944, предположительно был сбит немецким Bf.109).


6. ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед самой войной (другие два — МиГ-3 и Як-1).



7. Макки C.202 Фольгоре (итал. Macchi C.202 Folgore, «Молния») — одноместный итальянский истребитель Второй мировой войны. Истребитель C.202 является глубокой переработкой конструкции Macchi C.200 под немецкий двигатель Daimler-Benz DB 601. Серийное производство самолёта продолжалось с июня 1941 по сентябрь 1943 года. Всего было выпущено около 1 150 самолётов.

На вооружение ВВС Италии самолёт поступил в августе 1941 года. Боевая карьера истребителя началась в ноябре 1941 года в Ливии. С конца 1942 Macchi C.202 — основной истребитель ВВС Италии. Производство самолёта было прекращено в 1943 году в связи с переходом к выпуску Macchi C.205.


8. Су-6 — советский опытный бронированный штурмовик с поршневым двигателем воздушного охлаждения времён Второй мировой войны конструкции Опытного конструкторского бюро белорусского советского авиаконструктора Павла Сухого.




9. Фокке-Вульф FW-190 (нем. Focke-Wulf FW-190 «Wurger») — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении Люфтваффе во время Второй мировой войны.

FW-190 успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика (в особенности FW-190D), эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» Люфтваффе (хотя советские лётчики всегда отмечали, что с «мессерами» бои вести труднее, нежели с FW-190, осознали это и сами немцы — и на Восточном фронте вплоть до конца войны основным истребителем оставался Bf.109).

Всего было произведено 19 999 самолётов, из них 13 365 машин в варианте истребителя и ночного истребителя и 6634 машин в варианте истребителя-бомбардировщика. Производство продолжалось с 1941 года и до самого окончания войны, в ходе которой самолёт неоднократно модернизировался.


10. Мессершмитт. Bf.109E

Следующей модификацией стал «Эмиль» (Emil) — Messerschmitt Bf.109E. Это была, по сути, первая по-настоящему массовая модель самолёта. Истребитель был оснащён новым двигателем Daimler-Benz DB 601 с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя. Но самым главным было то, что этот двигатель оказался намного надёжнее своего предшественника. Первые машины новой модификации поступили в войска в начале 1939 года.



11. Пе-3 — советский двухмоторный тяжёлый истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан в ОКБ-29 на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100» под руководством В. М. Петлякова. Первый полёт совершил в августе 1941 года. От бомбардировщика Пе-2 (созданного на базе того же «100»-го) внешне отличался отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решёток.

12. Норт Америкэн Р-51 Мустанг (англ. North American P-51 Mustang) — американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия периода Второй мировой войны.

Во время Второй Мировой войны в ходе поставок по ленд-лизу СССР были предоставлены 10 «Мустангов», поступившие в НИИ ВВС для ознакомления. Несмотря на свои большие скорость и дальность полёта восторга у советских лётчиков «Мустанг» не вызвал: здесь бои шли на средних высотах близ линии фронта; для чего более подходящей являлась «Аэрокобра», имевшая высокую маневренность. Дальнейших поставок P-51 в СССР не было.


13. Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.

На Як-1 вступил в войну полк Нормандия-Неман.

Лётчики, сражавшиеся на Як-1. Почти все пилоты-Герои Советского Союза, помимо других самолётов, воевали на Як-1. Покрышкин Александр Иванович, Маресьев Алексей Петрович.



14. Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков). Всего было построено более 7600 He 111 разных модификаций, что делает этот самолёт вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне.

В ночь на 22 июня 1941 года «Хейнкели» нанесли бомбовой удар по приграничным аэродромам, городам, укреплениям СССР.

В ночь на 22 июня 1941 года самолёты нанесли удар по аэродрому Полтава, где приземлились после «челночного» рейда американские бомбардировщики. В налёте участвовало до 200 He-111Н из KG 53 и KG 55, выведенных на объект самолётами-целеуказателями He-111H-16/R3 из III/KG 4. В результате удара было уничтожено 44 бомбардировщика В-17 и 5 других самолётов, ещё 28 В-17 и 28 других машин получили повреждения. Удалось также уничтожить значительные запасы авиабензина.



15. АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева. Первый полёт совершил 7 октября 1934 года под управлением лётчика-испытателя К. К. Попова. Первый серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6656 самолётов различных модификаций.


Нижняя полка



4 витрина

Верхняя полка



Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» (Consolidated B-24 Liberator) — американский тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработан фирмой «Консолидейтед» (Consolidated). Самый массовый бомбардировщик в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий.


He.111Z Zwilling

Рожденный воображением генерал-полковника Эрнста Удета "Цвиллинг" или "Сиамские близнецы" стал одним из самых необычных самолетов, поступивших на вооружение в течении второй мировой войны - летающим "монстром" Hе.111z. В течении 1940г, когда началась разработка огромных грузовых планеров Ju.322 и Ме.321, люфтваффе стали искать подходящий для них буксировщик. "Тройка-шлепп" - тройка истребителей Вf.110 оказалась весьма опасным и к тому же недостаточно мощным вариантом для буксировки огромного безмоторного самолета, не говоря уж о возможной высадке на Британские острова - операции "Морской лев". Во время визита в Мариэнэ Уlет предложил Хейнкелю создать из двух Hе.111 "сиамских близнецов", способных выполнить эту задачу. Предварительные исследования показали практическую реализуемость идеи. В начале 1941г. начались работы над двумя опытными "Хейнкелями-Цвиллинг".

Hа службе Hе.111z-1 оказался чрезвычайно надежной машиной. Его карьера началась летом 1942г. с подготовки операции "Геркулес" - высадки на Мальту. В январе 1943г. было решено задействовать Hе.111z и Ме.321 для снабжения окруженной в Сталинграде немецкой 6-й армии. Две эскадрильи были к тому времени во Франции. Из-за срочности никакой подготовки не было. Hе.111z буксировали свои Ме.321 из Реймса до Сталинграда. Первые два Hе.111z прибыли в Макеевку только 28 января, когда что-либо предпринимать было уже поздно. Позже их направили в Багерово в Крыму для организации "кубанского моста" в составе 1-го воздушного флота. Здесь наконец-то состоялись их первые боевые вылеты. За последующие два месяца ими были эвакуированы тысячи раненых.


Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Первый боевой вылет совершил в марте 1942 года. «Ланкастер» стал самым знаменитым и самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны, совершив более 156 тысяч боевых вылетов и сбросив более 600 000 тонн бомб. Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Толлбой» и «Гранд слэм». Большую известность получил после проведённой в 1943 году в ходе операции «Большая порка» — бомбардировке плотин в долине Рура.

Название получил по небольшому английскому городу Ланкастер.


Средняя полка



1. Норт Америкэн B-25 Митчелл ( North American B-25 Mitchell) — американский и британский двухмоторный цельнометаллический пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия.



2. Мистель (Mistel — «Омела»), также известен как «Папа и сын» (Vati und Sohn) — авиационный комплекс военного назначения, созданный в конце Второй мировой войны.

Для осуществления проекта в носовой части самолёта Ju-88 вместо кабины пилотов помещали большое количество детонирующего вещества, превращая этот самолёт в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником, являющимся детонатором. На фюзеляже располагались распорки, к которым крепился самолёт-носитель. В полёте самолёт-бомба отсоединялся от самолёта-носителя, в результате чего последний мог благополучно вернуться на базу. Первый вылет этот составной самолёт совершил в июле 1943 года, после чего проект был одобрен специальной группой Люфтваффе KG 200, которая начала испытания авиакомплекса под кодовым названием «Бетховен».

Около 250 Мистелей было выпущено в ходе Второй мировой войны, но использовались они лишь при борьбе с вторжением флота Союзников во время битвы за Нормандию.

В рамках операции «Железный молот» в конце 1943 — начале 1944 года Мистели предполагалось использовать для уничтожения промышленных предприятий СССР, в частности, электростанций, поставляющих электричество в Москву. Но к тому времени наступление советских войск приблизилось к самой Германии, и операция «Железный молот» была отменена. «Мистели» использовали в последние месяцы войны, в основном для уничтожения водных переправ через Одер.


3. Мессершмитт Bf.109-F4 (Messerschmitt Bf.109-F4).

Битва за Британию показала, что «Эмиль» вполне способен на равных бороться с новейшим английским истребителем Спитфайр Марк 1, но появление новых модификаций Спитфайра практически свело на нет это преимущество. На смену «Эмилю» пришёл «Фридрих» (другие источники называют эту модификацию «Фриц») — Messerschmitt Bf.109F. «Фридрих» начал поступать в боевые части весной 1941 года, и к середине года 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой машиной

4. Ju 87G. Штурмовик. Вооружался двумя 37-мм пушками BK 37.

С течением войны Ju-87 всё менее использовался в качестве пикирующего бомбардировщика. Новой главной задачей самолёта стало нанесение ударов с малых и сверхмалых высот по бронетанковой технике, являющейся наибольшей угрозой для наземных войск, и по частям снабжения. Учитывая то, что новые русские танки Т-34 получили очень действенную броневую защиту, бомбовая нагрузка Ju-87 совсем не подходила для их уничтожения.

Решением стало использование 37-мм. авиационной пушки BK 37, созданной на базе 3,7 cm FlaK 18. Летом 1942 года две пушки закрепили под консолями крыла Ju-87.

Вариант Ju 87 G стал известен как «охотник за танками» (Kanonenvogel — Птичка с пушкой). Невысокая скорость полёта, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель.

5. Як 1М.

Появившиеся в небе Сталинграда новые "мессершмитты" - Bf.109G позволили противнику завоевать господство в воздухе. Проведя первый этап улучшений, увенчавшийся выпуском Як-16, в ноябре 1942 г. ОКБ приступило к созданию машины, способной уверенно противостоять всем типам немецких истребителей. С этой целью исходная конструкция Як-1 была подвергнута тщательной ревизии в отношении веса и аэродинамики.

6. Кёртисс P-40 (Curtiss P-40) — американский истребитель времён Второй мировой войны, разработанный корпорацией Кёртисс-Райт (Curtiss-Wright Corporation). Основой конструкции послужил истребитель «Хок-75» (P-36), выпускавшийся с 1936 года.

С 1939 года поступает на вооружение ВВС США. Имел 19 модификаций. В общей сложности фирмой было построено почти 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 стран мира (в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР). Последний серийный P-40 сошёл с конвейера 30 ноября 1944 года.

7. ЕР-2 (ДБ-240) — дальний бомбардировщик, двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Самолёт спроектирован в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. Бомбардировщик стал развитием пассажирского самолёта «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ авиаконструктором Р. Л. Бартини. Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года. Серийное производство начато в октябре 1940 года. Ер-2 выпускался на заводах № 18 в Воронеже и № 125 (39) в Иркутске. Производство было прервано в сентябре 1941 и возобновлено в 1944 году. Всего было построено 462 экземпляра.


8. Супермарин Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire) — английский истребитель времён Второй мировой войны. Считается одним из лучших истребителей II Мировой Войны. Различные модификации использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика. Всего был построен 20 351 экземпляр, включая двухместные тренировочные машины. Часть машин оставалась в строю до середины 1950-х годов.


9. Фоке-Вульф Fw.190D - "длинноносая Дора", как его называли в люфтваффе, или "Дора-9" - рассматривался Танком в качестве временного решения до готовности Та.152. Однако, сам по себе этот прекрасный истребитель во многих аспектах представлял собой наиболее удачную модель, выпускавшуюся "Фокке-Вульфом".


10. Мессершмитт Me.262 ( Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» — «ласточка) — немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик времён Второй мировой войны. Является первым в мире серийным турбореактивным самолётом и первым в мире турбореактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях.



11. Ар-2 — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик цельнометаллической конструкции. Разработан в ЦАГИ на базе бомбардировщика СБ под руководством А. А. Архангельского. Ар-2 создавался как попытка модернизировать самолет СБ путем его переделки в пикирующий бомбардировщик. На самолёте были установлены два двигателя М-105Р.

Первый полет опытный СБ-РК совершил в 1939 году.

По своим боевым возможностям, по крайней мере, не уступал пикирующему бомбардировщику Пе-2, однако по ряду причин в большую серию так и не пошёл.



12. Де Хэвиленд DH.100 «Вампир» (de Havilland DH.100 Vampire) — британский реактивный истребитель. Совершил первый полёт 20 сентября 1943 года. Стал вторым реактивным самолётом Королевских ВВС, состоял на вооружении в 1945—1955 годах. Производился более чем в двадцати модификациях. Произведено около 4400 машин (в том числе 3269 — в Великобритании). «Вампир» экспортировался примерно в 30 стран мира.



13. Ил-2 М3 Тяжелый противотанковый штурмовик.

К весне 1943 г. единственными бронецелями вермахта, с которыми "Илы" еще могли успешно бороться, применяя пушечное вооружение, остались лишь легкобронированные бронемашины, бронетранспортеры, а также САУ (типа "Wespe" и т.д.) и противотанковые СУ (типа "Marder-M" и "Marder-III"), созданные на базе легких танков. Собственно легких танков в составе панцерваффе на Восточном фронте к этому времени уже почти не осталось. Они были вытеснены более мощными средними и тяжелыми танками.

В этой связи с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации Красной Армии Постановлением ГКО № 3144 от 8 апреля 1943 г. завод № 30 обязывался выпускать двухместные штурмовики Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. Боезапас пулеметов ШКАС и УБТ сохранялся прежним. В мае месяце завод должен был изготовить 50 новых штурмовиков, в июне - 125, в июле - 175 и с августа перейти на выпуск всех самолетов с крупнокалиберными авиапушками.



14. P-51D Mustang

Наиболее известной версией Mustang стал P-51D/K с каплевидным фонарем. Эта версия также стала самой массовой - всего было изготовлено 8102 машины этого типа (6502 на заводе в Инглевуде и 1600 в Далласе).



15. P-39N (аэрокобра)

Следующей модификацией самоле­та стал P-39N (Модель №26F). Всего фирма Bell изготовила 2095 машин этой модификации. Это была первая крупносерийная модификация «Аэро­кобры». Поставки нового самолета начались в ноябре 1942 года.


Нижняя полка




Витрина 5.

Верхняя полка



Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х гг. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённым методом обратной разработки. При этом его конструкция, оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции.



Средняя полка



1. Норт Америкэн Р-82 «Твин Мустанг» (North American Р-82 Twin Mustang) — американский двухместный дальний истребитель. Известен как последний поршневой истребитель ВВС США.



2. Локхид Р-80 Шутинг Стар (Lockheed Р-80 Shooting Star) — первый американский серийный реактивный истребитель.




3. Фоке-Вульф (Focke-Wulf) Ta 152 — немецкий высотный перехватчик периода Второй мировой войны, разработанный Куртом Танком и производившийся фирмой «Фокке-Вульф» в конце 1944 — начале 1945 годов.

4. Глостер Метеор (Gloster Meteor) — первый британский реактивный истребитель, единственный реактивный самолёт союзников, принимавший участие во Второй мировой войне.

5. МиГ-15бис (по кодификации НАТО: Fagot, Фэгет — англ. Вязанка) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича, развитие МиГ-15.

6. Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.

7. Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолёт «103» (по кодификации НАТО: Bat — «Летучая мышь») — двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик (дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик/фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.



8. Do.335 — тяжелый немецкий истребитель периода Второй мировой войны, довольно часто упоминавшийся под наименованием Пфайль («Pfeil», Стрела). Самолёт был более чем революционной конструкцией, хотя его компоновка, с двумя тандемно расположенными двигателями, и не была совсем новой.


9. Мессершмитт Bf.109 G (Messerschmitt Bf.109 G). Германия. 1941 г.



10. Белл P-63 «Кингкобра» (Bell P-63 Kingcobra) — американский истребитель-бомбардировщик.

Являлся развитием самолёта Белл P-39 Эйракобра. Около 2400 самолётов были поставлены в СССР по ленд-лизу, около 300 направлены в ВВС Франции, небольшое количество получили и ВВС США.


Нижняя полка


Витрина 6. (центральная)

В витрине № 6 представлен комплекс   Героя Советского Союза гв. майора Лёвина Григория Тимофеевича: фото, грамота ГСС,  фуражка, мундир офицера ВВС  СА. Участник Курской битвы в должности командира звена 224 АД 8 ШАК 1ВА.



Левин Григорий Тимофеевич. Родился 2 августа 1917 г. в Луганской области. В Красной Армии с декабря 1938 г. Сначала был авиационным мотористом, затем закончил Вольскую авиационную школу механиков. Через год старший сержант Левин Г.Т. стал летать. Воевал в составе 224-й штурмовой авиационной дивизии. Был ранен. Его трижды сбивали, дважды горел. Но выжил. Летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи и командир авиаэскадрильи – таковы ступени роста отважного летчика-штурмовика Левина Г.Т.

Сражался на Западном, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в боях на северном фасе Курской дуги. Войну окончил под Прагой.

Левин Г.Т. совершил 130 боевых вылетов. Им уничтожено до 50 танков, 3 железнодорожных эшелона, подавлено 10 артиллерийских и 2 зенитных батареи, уничтожено 120 автомашин, до тысячи вражеских солдат и офицеров. На аэродромах противника уничтожено 10 самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. командиру эскадрильи капитану Левину Григорию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден тремя орденами Красного знамени, двумя орденами Красной Звезды,  А. Невского, Отечественной войны 1 степени и медалями. 21 год полковник Левин Г.Т. отдал службе в рядах Вооруженных Сил.


Береговой Георгий Тимофеевич (1921-1995), летчик, космонавт, генерал-лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961). Участник ВОВ 1941-1945гг. (185 боевых вылетов). Испытания боевых самолётов (свыше 60 типов). Полёт на космическом корабле «Союз-3» (1968). В 1972-1987гг. начальник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. Государственная премия СССР.




Перед вами комплекс, посвящённый Трушлякову Александру Фроловичу. Уроженец Белгородчины. В Красной Армии с 1935 года. За период боевой работы на Воронежском и 1-м Украинском фронтах с 21. 07. 43 г. эскадрилья, где техником по вооружению тов. Трушляков, совершила 440 боевых вылетов, не имея случая отказа и жалоб лётного состава на стрелково-бомбардировачное вооружение……

Фото Кононенко Никиты Никифоровича, Героя Советского Союза. Принимал участие в Курской битве в должности командира АЭ 1297 ИАП 302 ИАД 5 ВА.Фото. 1945 г.



Витрина 8.

Верхняя полка


Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16.


Средняя полка


1. Су-9 (по кодификации НАТО: Fishpot) — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых советских самолётов с треугольным крылом и первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.



2. Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «большая бутыль») — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и участвовал во множестве происшествий, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР.

Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году.



3. МиГ-21 (объект Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed — «Слой, богатый окаменелыми останками рыб») — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.



4. Дассо MD-450 «Ураган» (Dassault MD-450 Ouragan) — французский истребитель-бомбардировщик, первый реактивный самолёт ВВС Франции. Совершил первый полёт 28 февраля 1949 года, поступил на вооружение в 1952 году. «Ураган» поставлялся на экспорт в Индию, Израиль и Сальвадор; все три страны применяли его в боевых действиях. Лётчиком-испытателем самолёта был французский пилот русского происхождения Kostia Rozanoff.



5. Е-8/2. Экспериментальный истребитель.




6. МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фрескоу —Фреска) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.


7. Су-22М4 (С-54К). экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.



8. Локхид F-104 «Старфайтер» (Lockheed F-104 Starfighter) — одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик.


Нижняя полка



Витрина 9.



Ту-22 (по кодификации НАТО: Blinder — «Ослепитель») — советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева, предназначался для замены бомбардировщика Ту-16.


Витрина 11.

Верхняя полка

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН — 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), код СНВ РС-12М2, по классификации МО США и НАТО — SS-27 Sickle B, англ. Серп)) — российский ракетный комплекс стратегического назначения, c МБР 15Ж65 (15Ж55 — ПГРК), разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в России после распада СССР.

Средняя полка

  1. 1. МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

2. МиГ-25 (изделие 84, самолёт Е-155П, по кодификации НАТО: Фоксбат (англ. Foxbat)) — советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения, спроектированный конструкторским бюро Микояна — Гуревича.

МиГ-25РБ («изделие 02Б», 1970 год) — одноместный всевысотный самолёт оперативной разведки и бомбардировщик. Фотоаппаратура по типу МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам использовалась навигационная система «Пеленг-Д» (на последующих модификациях — «Пеленг-ДМ»). Носитель ядерного оружия. Строились серийно два года. В 1972 году четыре машины испытывались в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.

3. Дженерал Дайнэмикс Эф-16 «Файтинг Фалкон» (General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Бойцовый сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до середины 2017 года.



4. Дженерал Дайнэмикс F-111 (General Dynamics F-111) — двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, первый серийный самолёт, на котором были внедрены крыло изменяемой стреловидности, турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами, РЛС следования рельефу местности.

27 июля 1996 года на церемонии, посвящённой выводу этих самолётов из боевого состава ВВС США, было узаконено неофициальное наименование F-111 англ. «Aardvark» (Трубкозуб).

Самолёты, стоявшие на вооружении Австралийских королевских ВВС (RAAF), имели неофициальное прозвище англ. «Pig» (Свинья).

5. МиГ-23 (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.

МиГ-23МФ — имел упрощённую РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.

6. Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A — «Кузнец») — советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки.


7. МиГ-27 (изделие 32-25, по кодификации НАТО: Flogger-D) — советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности. Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие.

В настоящее время — основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии. В связи с тяжёлой экономической обстановкой с 1993 года в России, Белоруссии и Украине практически все МиГ-27 и его модификации были выведены из эксплуатации,переданы на базы хранения и практически все утилизированы.

МиГ-27К «Кайра» (изделие 23БК, до принятия на вооружение в 1976 именовался МиГ-23БК) был оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входила цифровая электронно-вычислительная машина «Орбита-20-23 К» и лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра-23». На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся одним из сильнейших истребителей-бомбардировщиков в мире. Всего изготовлено 197 машин.

8. Су-24МР (изделие Т-6МР) — советский/российский тактический разведывательный самолёт предназначен для ведения комплексной всепогодной разведки днём или ночью на глубине до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Лётные испытания машины начались в сентябре 1980 года, а на вооружение самолёт принят в 1984 году. С 1985 года начались поставки в ВВС.

Нижняя полка

Ми-26 (изделие «90», по кодификации НАТО: Halo) — советский/российский тяжелый многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолётом. Серийно производится на заводе Роствертол холдинга «Вертолёты России».


Витрина 12.

Верхняя полка


Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (Rockwell International B-1 Lancer — Пикинер) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 1986 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция низковысотного прорыва ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

С-300 «Фаворит» (индекс заказчика: 35Р6, 70Р6, 75Р6, 9К81, 3М-41) — семейство зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта — до превышающих потолок высоты для целей; на дальностях: от нескольких километров — до 150, 200, 300 километров, в зависимости от типа применяемых элементов семейства С-300 и, в частности, ракет-перехватчиков.



Нортроп B-2 «Спирит» (Northrop B-2 Spirit) — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman.

Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло».

Средняя полка


1. МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП, по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“») в 70-х годах XX в. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 ряд лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.


2. Ченду FC-1 Сяолун (Chengdu FC-1 Xiaolong) — истребитель-бомбардировщик совместной китайско-пакистанской разработки. В ВВС Пакистана самолёт имеет обозначение JF-17 Thunder.

Чэнду J-10 китайский всепогодный многоцелевой истребитель.

Разработан и производится китайской компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Истребитель предлагается на экспорт под обозначением F-10. На западе также известен под названием «Стремительный дракон».

3. Су-47 «Беркут» (C-37) (по кодификации НАТО: Firkin) — проект российского перспективного палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы.

4. NHI NH90 — многоцелевой вертолёт, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter.

5. Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — российский истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток.

6. FBC-1 Flying Leopard («Летающий леопард») Xian JH-7 — китайский истребитель-бомбардировщик, созданный для замены фронтового бомбардировщика Harbin H-5 (копия Ил-28) и Nanchang Q-5 (штурмовик на базе МиГ-19).

7. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под условным обозначением Т-50. Массовое производство планируется начать в 2016 году под обозначением Су-40.

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.

8. МиГ 1.44 МФИ (от многофункциональный фронтовой истребитель; в серии должен был получить название МиГ-35) — опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения.

Нижняя полка


Обновлено 26.03.2015 15:26
 
Конкурс «Лучшая проектная идея – 2016» Культура.РФ beta.gosuslugi.ru Яндекс.Метрика