Николай Александрович Анцырев - истребитель из города Белгорода

Николай Александрович Анцырев - истребитель из города Белгород

Детство Николая Александровича Анцырева

Николай Александрович Анцырев родился 4 июля 1922 г. в г. Белгород в районе Савино в семье Александра Николаевича и Клавдии Петровны Анцыревых, и был единственным ребенком в семье.

Паспорт Н.А. Анцырева

Отец занимал должность начальника местного телеграфа, мать была домохозяйкой. Николай близко общался и проводил время со своими младшими двоюродными братом Юрием Андреевичем Вислоухом (1932 г.р.) и сестрой Маргарита Евгеньевна Миронюк (1935 г.р.)


Анцырев Н.А. с двоюродными братом и сестрой. г. Белгород сер. 1930-х

Учился Анцырев в средней школе №2 им. Бубнова (г. Белгород), изучал немецкий язык. В семье сохранился Табель успеваемости Анцырева Н.А. за 1934-1935 учебный год и несколько словарей немецкого языка, сделанных из обычных рабочих тетрадей школьника.


Словарь для немецких слов ученика 7 «С» класса Н.А. Анцырева. СССР. Белгород. 1936-1937 гг.


Карта контурная Анцерева Н.А. Белгород, 1935 г.


Семья Анцыревых считалась в районе образованной и интеллигентной.

Юноша с ранних лет посвящал свое свободное время музыке и рисованию. Николай играл на скрипке и гитаре, постоянно рисовал в тетрадях и на любом клочке бумаги. В семье сохранились похвальная грамота Николая, выданная ему, как участнику городского смотра художественной самодеятельности за активную работу по развитию народного творчества (1930-егг.) и благодарственная грамота - "Выдана Белгородским Городским Советом Тов. Анциревой К.П.за отличное воспитание своего ребенка достойного советского школьника" (1930-е гг.)

Грамота благодарственная Анцыревой К.П. Белгород, 1930 гг.



Грамота похвальная Анцырева Н.А. Белгород, 1930-е гг.

Семья Анцыревых г. Белгород, к. 1930-х гг.

Николай Александрович Анцырев и Чугуевская военная авиационная школа пилотов

В феврале 1940 г. Анцырева призывают в армию. Хорошая физическая подготовка и знания основ авиации способствовали тому, что Николая распределили в лётчики. Так белгородский юноша зачислен в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей, которое на основании приказа НКО СССР с 1 марта 1941 г. было переименованно в 9ю Чугу­евскую военную школу пилотов и перешло на сокращенные сроки обучения, увеличился план выпуска летчиков-истребителей.


Удостоверение Н.А. Анцырева о нахождении на военной службе с 1940 г. от 18 августа 1941 г.


Николай окончил обучение в мае 1941 г. в числе самых лучших курсантов и был назначен на должность инструктора. Страна готовилась к надвигающимся военным действиям. На инструкторов ложится тяжелая работа – ежедневно каждый выполняет по 10-12 полётов.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лётчики рвались сражаться с врагом. 238 человек личного состава за 1941 г. убыло из школы на фронт. Несмотря на увеличивающийся поток рапортов, командование приняло решение не отпускать лётчиков-инструкторов в действующую армию, так как остро встала задача подготовки воздушных бойцов для фронта.


Анцырев Н.А., 1941 г.


Фронт приближался к Харькову. 16 сен­тября 1941 г. школа получила приказ перебазироваться в Южно-Казахстанскую область. Боевые самолёты И-16 перелетели в Борисоглебск, учебные УТ-2 – в Актюбинск.

В Борисоглебске И-16 разобрали и железнодорожными соста­вами доставили до станции Калач. УТ-2 перегоняли сложным марш­рутом: Харьков – Балашов – Красный Кут – Уральск – Актюбинск. Из Актюбинска группа начальника школы комбрига И.Е. Богослова на семи самолётах вылетела в Чимкент. Оставшиеся машины были разобраны и отправлены железнодорожными эшелонами. Были эвакуированы семьи офицеров, рабочие и служащие школы.


Рисунки, сделанные рукой Н.А. Анцырева с его фотографией и личной подписью, 1942 г.


Семь эскадрилий школы разместились на аэродромах в радиу­се 150 километров вокруг Чимкента. Уже через месяц после начала эвакуации начались занятия. Полёты шли с рассвета, заканчива­лись с наступлением темноты.


Лётчики-инструкторы Чугуевской военной авиашколы пилотов: 1-й ряд (слева - направо): Н.Новиков, В.Малашенко, П.Щербина; 2-й ряд: А.Дердик, Н.Анцырев, А.Выборнов. Чимкент, 1941 г.


Фотография выпускников ЧВАШП. СССР, 1941 г.Справа в 1 ряду сидит Н.А. Анцырев.


За годы войны через Чугуевскую школу прошли тысячи молодых людей. Были курсанты и у Н.А. Анцырева.


Фотография II летной группы ЧВАШП, 1941 г.


Николай Александрович Анцырев и «поющая эскадрилья»

Инструкторы регулярно писали рапорты о переводе на фронт, желая сражаться с врагом. Рапорт Н.А. Анцырева был удовлетворен только через полтора года после начала войны . В ноябре 1942 г. он становится пилотом 5 Гвардейский истребительный авиационный полк 207 истребительная авиационная дивизия 17 Воздушная Армия (5 ГИАП 207 ИАД 17 ВА).


Этот авиаполк является одним из самых знаменитых. С самого появления на экранах художественного фильма «В бой идут одни старики» не скрывалось что у «поющих» был реальный прототип, а именно 5-й Гвардейский (Берлинский) истребительный авиаполк. Например, прототипом Маэстро в фильме были сразу два командира 1-й и 2-й эскадрилий 5 ГИАП – В.И. Попков и И.П. Лавейкин. Кинолента Быкова все же фильм художественный, а герои были собирательными образами летчиков.


Ноты с личной подписью Анцырева Н.А. СССР, 1936 г.

Первый боевой вылет Николай Александрович Анцырев совершил на Юго-Западном фронте в период Сталинградской битвы. 16 января 1943 г. группа истребителей совершила налёт на аэродром у пос. Гартмашевка, уничтожила около десяти самолетов на стоянке и при попытке взлёта.

Вскоре авиаполк переводится на аэродром Половинкино и все дальнейшие победы Анцырева будут связаны с этим местом. Уже через 3 месяца с начала фронтовой работы младший лейтенант получает орден «Красная звезда»!

Вот что отмечено в Наградном листе Н.А. Анцырева: "...В одном из боевых вылетов он увидел самолет противника типа МЕ-110, шедший с разведки на большой высоте. МЕ-110 также заметил грозившую опасность и пытался уйти с резким снижением. Решительными атаками с предельной близкой дистанции, преследуя его далеко за линией фронта, Анцырев сбил самолет противника. Такими же блестящими боями сбил два других фашистких самолета. Большую заботу проявляет при содержании материальной части в боевой готовности. Максимально использует время для подготовки себя и своего экипажа к боевому заданию..."

К этому моменту у него 12 боевых вылетов, участвовал в 6 воздушных боях и сбил 3 самолёта.



Николай был очень перспективным и отважным истребителем. Ещё через месяц двукратно увеличил счёт воздушных побед.

Поздней весной в районе г. Краматорск (Украина) советские истребители постоянно находились в воздухе – либо в сопровождении, либо прикрывая своё небо от ответных атак. В одном из таких полетов на штурмовку Краматорска 6 мая 1943 г. истребители бесстрашно вступили в бой с врагом. Внезапно самолет Анцырева поразила очередь зенитной артиллерии, машина загорелась. На парашюте и под прикрытием своего ведомого летчик приземлился вблизи вражеского аэродрома Краматорская.


В наши дни из воспоминаний местных жителей стало известно о последних минутах его жизни. Очевидцы боя работали в поле, рядом с местом приземления. Раненый лётчик не мог передвигаться, так и лежал на месте. С обратной стороны села появились немцы. Лётчик, не желая сдаваться, начал отстреливаться из пистолета. Подбежавшим сельчанам он успел сказать, что сам из Курской области. Оставалась последняя пуля…

Память о Николае Александровиче Анцыреве.

Николай Александрович Анцырев был похоронен рядом с полем боя. После освобождения г. Краматорск 6 сентября останки Николая были перезахоронены в братскую могилу, но его имени на памятнике не было. Об этом факте узнали местные краеведы и поисковики. В увековечивании имени особую роль сыграли родители и родственники Владимира Смищенко - главного врача Краматорской "Скорой помощи", который расспрашивал местных жителей, уточнял детали. С 2014 г. в г. Краматорске решался вопрос о перезахоронении летчика с воинскими почестями.

6 мая 2016 г. в Донецкой области открыли мемориальную доску воинам, погибшим в Славянском районе Донецкой области. Это пехотинцы, танкист. Среди имен было и имя летчика, белгородца Николая Александровича Анцырева. Важную роль в увековечении памяти нашего земляка сыграл участник поискового клуба "Краевед" ( г. Краматорск) Сергей Кукочка.

Открытие мемореальной доски. Украина, 6 мая 2016 г.

В 2014 г. сохранившиеся после войны документы, фотографии и личные вещи Н.А. Анцырева членами семей его двоюродного брата Юрия Андреевича Вислоуха и двоюродной сестры Маргариты Евгеньевны Миронюк были переданы на хранение в Белгородский государственный историко-художественный музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление».

Выставка «Н.А. Анцырев - пилот «поющей эскадрильи» в музее-диораме, 3 ноября 2015 г.


Обновлено 07.04.2017 16:29
 
Конкурс «Лучшая проектная идея – 2016» Культура.РФ beta.gosuslugi.ru Яндекс.Метрика