История создания музея

История создания музея начинается с 1983 г. - года 40-летия Курской битвы.
Строительство здания велось по индивидуальному проекту института «Белгородгражданпроект». В авторский коллектив вошли В.П. Веселов — главный архитектор института, С.С. Михалёв — главный архитектор города, В.В. Перцев — заместитель главного архитектора города, В.Я. Захарченко — главный конструктор технического отдела института. 30 ноября 1984 г. состоялось заседание Белгородского городского Совета народных депутатов. Одним из вопросов был вопрос о выделении земельного участка для строительства «Зала боевой славы» по ул. Попова, 2. 6 декабря 1984 г. был утвержден сводный сметный расчет, составленный институтом «Белгородгражданпроект» на строительство «Зала боевой славы» в г. Белгороде. Строительно-монтажные работы были начаты в декабре 1984 г., окончены в ноябре 1985 г.


Строительство диорамы 1985 год


9 мая 1985 г. был открыт «Зал боевой славы», в котором размещалась временная фотовыставка. По окончании торжественных мероприятий музей был закрыт для завершения строительных работ и художественных работ по созданию живописного полотна и предметного плана диорамы.
Создание живописного полотна было поручено Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Творческую группу возглавил народный художник России Лауреат Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко Николай Бут.
В нее вошли Заслуженные художники России Геннадий Севостьянов и Виктор Щербаков, а также художник Михаил Сычев. Научным консультантом был назначен старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР, кандидат исторических наук, участник Курской битвы полковник Г.А. Колтунов.
Эта картина стала самым масштабным художественным произведением, запечатлившим переломный момент в боях на белгородско-харьковском направлении Курской дуги в районе малоизвестной железнодорожной станции Прохоровка. Художники стремились написать единое художественное полотно, но если внимательно присмотреться к эскизу, то можно заметить, что все три части отличаются друг от друга, так как различен творческий почерк художников, их характер, их манера письма. Центральная часть, которая принадлежит Н.Я. Буту, отличается особой суровостью, наличием многочисленных деталей. Правая часть, принадлежащая кисти В.Н. Щербакова, выписана чётко, законченно, так как он являлся лучшим графиком Студии им. М.Б. Грекова. И, наконец, левая часть, принадлежащая Г.К. Севостьянову, более светлая, выразительная, жизнеутверждающая. Так же, как индивидуально творчество каждого из авторов этого монументального произведения, индивидуальны и неповторимы пути, которыми они пришли к созданию полотна.
4 августа 1987 года – состоялось торжественное открытие диорамы.


4 августа 1987 года – торжественное открытие диорамы


В 1993 г., к 50-летию Курской битвы состоялось открытие постоянно действующей экспозиции «На земле опаленной», включающей 2 зала. 
В 1-м зале — Зале боевой Славы, находятся материалы, знакомящие посетителей с военно-стратегической обстановкой на советско-германском фронте перед началом Курской битвы, с трудовым подвигом строителей железной дороги Старый Оскол — Ржава, с подвигами советских воинов в оборонительных боях с 5 по 23 июля 1943 года на Белгородском направлении. Карты-схемы этого зала позволяют по дням проследить динамику тяжелых оборонительных боев. Здесь собраны интересные материалы о прославленных полководцах, талантливых генералах: И.С. Коневе, Н.Ф. Ватутине, М.Е. Катукове, М.С. Шумилове, П.А. Ротмистрове, А.С. Жадове и рядовых солдатах.
2-ой зал - Зал Освобождения посвящен второму освобождению г. Белгорода. Утром 3 августа 1943 г. силами Воронежского и Степного фронтов началась Белгородско-Харьковская наступательная операция «Полководец Румянцев». 5 августа 1943 года войска Степного фронта штурмом овладели г. Белгородом. В этот же день был освобожден и г. Орел. В честь освобождения этих городов в Москве 5 августа был произведен —первый праздничный Салют.
Завершают экспозицию материалы об освобождении г. Харькова 23 августа 1943 года, ставшего заключительным этапом Курской битвы, и фамилии Героев Советского Союза, получивших это высокое звание в боях на Огненной дуге.

В 2007 г. в зале Освобождения было помещено фотопанно, рассказывающее о создании здания музея и полотна диорамы. Фотографии отражают строительно-монтажные работы, которые были начаты в декабре 1984 г.,  а окончены в ноябре 1985 г.; представление эскиза и макета предметного плана диорамы в Белгороде Николаем Яковлевичем Бутом в июне 1985 года; работу художников по перенесению на полотно углём эскиза в соответствующем масштабе; работу над полотном в цвете: холст расписывался масляными красками, которых потребовалось 3 тонны; работу над предметным планом и торжественное открытие историко-художественного  музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» 4 августа 1987 года. 

Общий внешний вид представляет собой огромную белую дугу, которая кажется, вот-вот сейчас наполнится свежим воздухом с реки Везёлка и взметнется, словно белый парус над Музейной площадью и парком Победы, как символ вечной памяти о народном подвиге и славе. Высота здания более 20 метров. Белоснежное здание размещено на высоком стилобате облицованном красным гранитом, ко входу ведут широкие многоступенчатые лестницы, а на высоком постаменте, словно стражи покоя, замерли знаменитые танки и артиллерийские орудия Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Над входом на фризе в окружении лавровых ветвей название – «Диорама «Огненная дуга».